ДМИТРИЙ ГОРЯЧЁВ

«ПЕРВАЯ ПЯТИЛЕТКА»

2001-2005

Выставка фотографий, приуроченная к 30-летию музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.

Снимки сделаны петербургским фотографом Дмитрием Горячёвым в первые пять лет ХХI века - с 2001 по 2005 год. То, что происходило в это пятилетие, слишком близко к нам, сегодняшним, поэтому не отрефлексировано непосредственными участниками. Пока сложно сказать, что важно, а что не важно, что останется в «большой» истории, а что канет в информационном потоке. Изменения, произошедшие в Петербурге с того времени, возможно, и незаметны, но кардинальны: на Невском, например, нет больше казино и маршруток, но вспоминаешь об этом, только глядя на фотографии пятнадцатилетней давности.

Как особая часть городской среды на выставке представлен музей Анны Ахматовой. Каким он тогда был, чем являлся в культурной жизни города, кто приходил сюда – можно увидеть на черно-белых фотографиях. Дмитрий Горячёв – давний друг музея и частый гость, более того, его первая музейная выставка прошла в 2001 году именно здесь. Поэтому часть экспозиции посвящена событиям в музее. Рядом целая портретная галерея персонажей ленинградской и петербургской культуры – поэтов, художников, фотографов, чьё творчество близко автору. Здесь же запечатлена жизнь города и его жителей: 300-летие Петербурга, дама-губернатор, пока единственная в городской истории, 60-летие Победы, закрученная спиралью очередь к Тихвинской иконе; в объектив автора попали также утраченные архитектурные объекты, например, дворец культуры им. Первой пятилетки и стадион имени Кирова.

Можно сказать, что эти репортажные фотографии – одни из последних, снятых на черно-белую плёнку – ведь сейчас сложно представить, что 15 лет назад цифровые фотоаппараты и мобильные телефоны только входили в нашу жизнь, а смартфонов и соцсетей не было вовсе.

Дмитрий Горячёв никогда не работал в СМИ, всё снимал для себя и по собственной инициативе, представляя авторский взгляд свободного фотографа. И  ещё один важный аспект – все представленные работы хранятся в Открытом архиве Европейского университета в Санкт-Петербурге. Фотограф передал туда свои авторские отпечатки, чтобы изображения открыто и безвозмездно использовались всеми желающими. Первый опыт такого использования – выставка «Первая пятилетка». 

Единицы хранения

Документы