"Людмила Таболина родилась 2 июня 1941 года в городе Вышний Волочёк Калининской области. С 1961 года живет в Ленинграде/Петербурге. Окончила Ленинградский технологический институт. По специальности химик-технолог, кандидат технических наук. Фотографией увлеклась в студенческие годы. Первый фотоаппарат – «Смена-6». Первые значимые работы сделаны в 1964 году в деревне Ладыгино. С этого времени и по сегодняшний день, зимой и летом, осенью и весной Людмила Таболина, приезжая в Ладыгино, непременно снимает.
В середине 1960-х Людмила Таболина вступила в фотоклуб ДК им. Горького и систематически посещала его до 1982 года. В 1982 году Таболина стала членом фотоклуба «Зеркало», активно включилась в его работу и в течение десяти лет участвовала во всех мероприятиях, проектах и выставках. В 1991 году на фестивале «Фотографируют женщины» в Рязани познакомилась с Георгием Колосовым, который приобщил её к моноклю и пикториальной фотографии.
Людмила Таболина: «Чаще
снимала резкими объективами, но постепенно приходила к пониманию, что монокль –
это та кисточка, которая изображает мир именно так, как я его внутренне
воспринимаю. Я беру анастигмат, только когда это необходимо, в основном же
снимаю моноклем. Надо сказать, что я с резким объективом и я с моноклем – это
два разных человека: разное состояние, разное видение».
Людмила Таболина начала снимать моноклем город. Петербург со своей жесткой геометрией, прямыми углами, бесконечными перспективами в фотографиях Людмилы Таболиной обретает удивительную мягкость, лиричность и камерность. С моноклем она возвращается в деревню Ладыгино, Вышний Волочек. Совершает фотоэкспедиции в Новую Ладогу, Коломну. Работы цикла «Коломна» населены призрачно-миражными куполами, соборами, колокольнями.
Людмила Таболина
иногда делает репортажные серии. В цикле «Гуляй, деревня» представлен
фоторепортаж празднования 9 мая 1999 года в деревне Ладыгино. Группа пожилых и
очень пожилых обитателей Ладыгино, в основном дачников, высыпала на деревенскую
улицу и устроила праздник– танцы под гармошку. В этой своеобразной дискотеке
поражает неподдельная веселость и экспрессия уже далеко немолодых людей, волею судеб
оказавшихся в деревне в этот день.
Одной из формально
изощренных серий является «Осенний день старой банки». Она нашла на чердаке
искалеченную стеклянную банку в форме кувшина, отмыла и снимала в течение дня
13 октября 1998 года. Это сочетание – осень, банка-инвалид, полупокинутая
деревня – по сути депрессивное, тем не менее, в работах Таболиной
воспринимается как красота, исполненная печали.
В постперестроечные годы Людмила Таболина предпочитает работать сериями, циклами и проектами. Ряд серий посвящен писателям, поэтам, литературным произведениям и их героям: «Петербург Набокова», «Пушкинские горы», «Прогулка с мечтателем» (Петербург глазами героя «Белых ночей»), «Фонтанный дом», «Музей Достоевского в Петербурге». В Старой Руссе в 2006 году Таболина сняла места, где разворачивалось действие романа «Братья Карамазовы». Цикл так и называется – «”Братья Карамазовы”: декорации к роману».
Фотографический мир
Людмилы Таболиной реален и ирреален одновременно. Вполне различимы и узнаваемы
детали фотоизображения – например, колокольня Никольского собора на Крюковом
канале или лошадь на деревенских задворках, и в то же время – они не от мира
сего. В них есть что-то миражное, двойниковое, зазеркальное. Они потеряли часть
материальности и чёткости очертаний, но зато обрели ауру аутентичности. Иногда
они предстают как видения-миражи. Иной раз наплывают на зрителя, как фантомы. В
ряде фотографий люди, дома, деревья источают легкое свечение. Что это – энергетические
поля, эфирные тела предметного мира или Эдем, увиденный глазами человека до
грехопадения, когда он различал не только предметы, но и их божественную суть?...
Работы Людмилы Таболиной находятся в коллекциях Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, Музея истории Санкт-Петербурга, Музея истории фотографии (Санкт-Петербург), Ярославского художественного музея, Музея В.В. Набокова (Санкт-Петербург), ГМИИ им. А С. Пушкина (Москва), Московского Дома фотографии, Музея Российской фотографии (Коломна), Фотографического музея «Дом Метенкова» (Екатеринбург), галереи «Борей» (Санкт-Петербург), музея Ф.М. Достоевского (Санкт-Петербург), музея «Царскосельская коллекция» (г. Пушкин), Вышневолоцкого краеведческого музея, РОСФОТО, Открытого архива Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Опубликовано три
альбома:
Людмила Таболина. «Паломничество
по литературным местам». Каталог выставки. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном
Доме. СПб., 2011;
Людмила Таболина.
Земля Ладыгино. Альбом фотографий. Нижний Новгород, 2018;
Людмила Таболина.
Обратная перспектива. Серия «Авторская фотография Санкт-Петербурга». СПб., 2018."
Валерий Вальран