Основатель фотостудии внес интересное предложение: на заседаниях учредить порядок обсуждения фотографий и первое слово о принесённых снимках предоставить новичкам. По мнению Боброва, так люди приучались размышлять о результатах съёмки, анализировали недостатки и отмечали плюсы, а затем слушали более опытных и обсуждали коллективно – какие работы можно отправлять на выставку или в газету – одним словом, организовали работу так, как было принято в серьёзных фотостудиях, где по-настоящему обучали фотоискусству.

О том счастливом времени и об увлеченности и даже одержимости делом своего руководителя  вспоминали многие студийцы, а  Николай Бережной написал в предисловии к альбому о фотографе: «…Оформляли очередную фотовыставку. Каждый день просмотры фоторабот, отбор лучших из них. Обсуждения. Споры. <…> Рассказать всем нам, что такое композиция кадра, как правильно выбрать точку съёмки. О технике фотопечати. Что такое соляризация, мокрая печать. Как работать с масками…».

 Всего год прошел с момента образования коллектива, а Бобров генерирует новую идею, о которой 20 ноября 1981 года пишет старшему коллеге, вдохновившему его на создание студии, – Василию Шумкову: на базе клуба организовать «Слёт фотолюбителей Чукотки»! И в этом же письме делится хорошей новостью: «Нам выделяют четыре подвальных помещения общей площадью 72 кв. метра. Планирую две комнаты под творческую (с санузлом) и учебную лаборатории, класс-“зал”, студия».

И вправду, судьба благоволила студийцам: на заседание клуба пригласили председателя райисполкома Базика Магометовича Добриева, который рассказал о перспективах развития района в XI пятилетке и призвал «запечатлевать события на плёнку для истории» и пообещал выделить помещение «берингийцам».

А уже в декабре 1981 года свершилось знаменательное событие: «Берингия» получила четыре комнаты в подвале нового жилого 40-квартирного пятиэтажного дома «Арктика», на улице Рынтыргина. «Весь год с ноября по сей день занят организацией фотоклуба. Сейчас вроде легче: дали помещение.<…>подвал, но по площади хороший. Надо было его реконструировать. <…> Многое сделали сантехники одновременно со строительством дома. Но потом штукатурка, шпаклёвка, побелка, покраска, настилка метлахской плитки, монтаж и перенос санузла, добывание материалов, имущества, оборудование мастерских <…> И всё это практически без денег <…> В свободное от работы время <…> Возникла другая главная проблема творчество, рост его, набор людей, воспитание эстетическое. Участие в выставках, публикация в центральной печати <…> Захлёбываюсь от будней», – писал Бобров 29 октября 1982 г. Евгению Евгеньевичу Плечеву – скульптору-таксидермисту, егерю заказника «Остров Врангеля».

А в письме директору прииска «Восточный» Арнольду Николаевичу  Соколовскому от 27 декабря 1981 года  Николай Николаевич, описывая подробности ремонта, раскрывал некоторые секреты удачи и признавался: «Я раздал сотни фотографий строителям, бригадирам, прорабам, мастерам,  включая начальников ССК-3. Под общий хохот носил, но всё-таки после получения очередной открытки или   старенькой бракованной «фотки» разговор шёл легче».

 Все студийцы трудились на производстве, а делами обустройства студии занимались в свободное от работы время. В итоге, фотолюбители «Берингии» вместе со своим председателем оборудовали учебный класс, съёмочный павильон, две фотолаборатории – для проявки плёнок и для печати снимков. Воспоминания участников этого процесса захватывают своей непосредственностью и яркими образами: «Всё вокруг забурлило, закрутилось! После работы бежали в подвал фотостудии или в Дом культуры <…> А сколько дел было сделано! Ремонт в подвале. Оборудование фотолаборатории. Достать стройматериалы, фототехнику, фотореактивы, фотобумагу…», –  делился впечатлениями Николай Бережной.

 По словам Игоря Симонова, «Станислав Петрович Амитиров сварил из пластика мокрый стол. Пётр Ваганов взял на себя заботу по художественному оформлению учебного класса и съёмочного павильона. <…> После переезда в новое помещение клуб выступил с творческим отчётом. Его художественные работы рассказывали о тружениках Заполярья, труде моряков, оленеводов, добытчиках золота и вольфрама». Коллективными усилиями была собрана библиотечка книг и журналов по фотоделу; Дом культуры выделил часть необходимой мебели и музыкальной техники, а предприятия района помогли материалами. Кое-что студийцы принесли из своих квартир, и многие из них спустя много лет вспоминают плакат, висевший над дверью: «В клуб – всё, из клуба – только опыт!».

          Спустя год в Доме культуры Эгвекинота состоялась первая отчетная выставка фотостудии «Берингия-81». На ней были представлены фотографии, как опытных мастеров, так и начинающих фотолюбителей. В отзывах, опубликованных в местной газете подчеркивались такие качества авторов как «взволнованный лиризм, умение мыслить и видеть образно, стремление к искусству подлинному»В течение первого года работы студия «Берингия» организовала 16 выставок включая передвижные и две персональные – Игоря Симонова и Сергея Бурасовского.

          Текущая работа фотостудии проходила в форме регулярных заседаний, часто с участием приглашенных специалистов, среди которых были журналисты, фотографы, писатели, режиссеры, путешественники, поэты. Интересные заседания освещались в периодической печати. Преподаватель эгвекинотской школы искусств П.Д. Козлов приоткрыл перед студийцами тайны светописи Рембрандта, член областной народной фотостудии «Магадан», призёр международного конкурса «За социалистическое фотоискусство» Расул Месягутов поделился секретами репортажной съёмки, кинорежиссёр В.Г.Эрвайс подвёл итоги очередного Каннского кинофестиваля, а хореограф В.Ф. Полковникова познакомила со страницами истории классического балета. По твёрдому убеждению Николая Боброва, «лекции об искусстве, музыке, литературе, эстетике фотографии и просто беседа о взволновавшем тебя кинофильме – всё может стать интересной формой досуга, развивающего культурный кругозор, что особенно важно для творческого коллектива».

        Мастерство фотографии всегда было в поле зрения студии, но кроме этого, большое внимание Николай Николаевич уделял культурному уровню студийцев, развивая их интеллект и кругозор. Лекции Александра Спиридонова из цикла «Время, искусство, метод», старшего геолога экспедиции Ю.В. Крюкова о богатствах Восточной Чукотки и заповедных местах, Игоря Симонова и Геннадия Худолеева о своем опыте фотографов, Юрия Эрнстсона о творчестве одного из ведущих фотоколлективов страны – народной студии «Рига», Константина Добриева о современной живописи и других специалистов успешно решали эту задачу, несмотря на существенную удаленность Эгвекинота от своих коллег, живущих в столице и крупных городах страны.


 

Единицы хранения

Документы