Несмотря на невероятную загруженность
и огромное множество дел, препятствий и трудностей в организации клуба,
энергичный и увлеченный Бобров решил
делиться опытом и знаниями в газете, открыв новую рубрику «Колонка фотолюбителя».
И в течение двух лет начинающие фотолюбители получали внятные практические
советы мастера на самые разные темы: «Какая пленка лучше?», «Негатив и время»
(о создании фотоархива), «О фотосъёмке», «Задача творческая» (о секретах
экспонометра), «Тайны печати», «Сменная оптика», «Фотобумага», «Универсальный
видоискатель», «Как снять небо», «”Спорная” оптика» (про широкоугольные
объективы) и др.
Деятельность «Берингии» регулярно освещалась в
местной прессе, особенно подробно, когда это касалось ежегодных конкурсов. Публикации 1983 года председателя жюри Игоря
Симонова (заметка «Остановленные мгновения») и статья члена жюри кинорежиссера-документалиста, сценариста и
писателя-публициста Владимира Эрвайса
«Очередной вернисаж "Берингии"» особо отметили трёхлетний опыт
работы народной фотостудии: «Студия растёт, пополняется и обновляет свои ряды.
Обрадовало постоянство в выборе тем и расширение жанров творчества. Значителен
<…> список "берингийцев" –
геологов и …школьников. Это особенно ценно: "Берингия" за эти
годы помолодела, сохранив большую часть "старичков"», возросло
художественное мастерство фотолюбителей, радуют их интересные находки в жанре
пейзажа и пристальное внимание к деталям в портретах и жанровых снимках. Как
член жюри конкурса, режиссёр не прошёл мимо работ школьников – А. Суханова, А.
Нутевги и А. Цыганова, членов детской фотостудии
«Рак Чу», в которой царила невероятно живая творческая атмосфера.
Вся эта деятельность требовала от Н.
Боброва невероятного напряжения, он вспоминал: «Мне пришлось исполнять
обязанности директора районного Дома пионеров и школьников. Мало того, я должен
был провести частичный ремонт этого бывшего школьного здания. Провёл. У
эгвекинотских ребят и воспитанников местной школы-интерната появились
радиокабинет, неплохая балетная студия, другие специализированные кабинеты и
моя гордость – детская фотостудия "РакЧу" ("Ракурсы
Чукотки"), в которой тоже были павильон для съёмок и занятий, три
лаборатории - для проявки, печати, изготовления выставочных фотографий. Ребята
из "Рак Чу" стали посещать еженедельные заседания «Берингийцев». В
клубном журнале регистрации гостей, зафиксировано несколько сотен фамилий». Эта
фотостудия существует и сегодня.
Надо сказать, что задолго до
появления «РакЧу» Николай Николаевич думал о занятиях фотографией с детьми, уже
были первые опыты и даже успехи, о чём он писал 14 декабря 1982 года поэту
Анатолию Пчёлкину: «"Берингия" у меня, разумеется, отнимает массу
времени. Точнее, я ей сам даю. Тут уж где-то на спор с самим собою и каким-то
ещё не совсем понятным оппонентом: сделаю! И клуб есть. Вот весь ноябрь сидел
там – чтобы люди работали только. Худо ли, хорошо ли, но выставка получилась
неплохая, хотя, разумеется, там не все делали снимки. Зато консультировались
почти все. Встречи, разговоры, общение, обмен опытом. И много ребят – учеников
интерната. Там тоже сдвиг есть, с божьей помощью наладилось у каждого из них
фототека, а я этого добивался два года! И ребята-чукчи есть неплохо снимающие».
Постепенно
народная фотостудия «Берингия» расширяла и географию своих выставок, и их
тематику. В 1984 году в интервью, озаглавленном «Планета глазами северян»
Бобров перечислил места, где побывали фотографы Чукотки, это: Франция, Англия,
Дания, Монголия, Германия, Африка. Пилот Александр Тихонов снимал в Индии,
геолог Николай Козлов – в Лаосе, геоморфолог Григорий Гурбанович – в Эфиопии; а
геолог Вера Романова готовила персональную выставку о Кубе. На Потсдамской
международной выставке фотоклубов социалистических стран Европы (где
участвовало 27 любительских коллективов), снимки членов «Берингии» были
отмечены специальным призом. Появились и первые персональные выставки членов
клуба – они стали неопровержимым доказательством профессионального роста
чукотских фотолюбителей.
Одна из них –
персональная выставка Г. Худолеева, на которую фотограф представил 29
работ. Поэт Максим Супрунюк, посетивший
выставку, назвал их картинами, а свою статью, посвящённую творчеству Худолеева
– «"Тёплые" снимки холодного края», где привёл слова скупого на
похвалу Игоря Симонова об одном из пейзажей Худолеева: «Это же сказка!» В
сериях работ «Времена года», «Прохладное ущелье», «Ягодные места», «Солнечный
день», «Быстрый ручей», выполненных в одном из самых сложных фотожанров не
просто метры отснятых плёнок и километры дорог за пятнадцать лет съёмок. По
словам автора, «в каждой работе, если ты художник, оставляешь кусочек души. А
душа – она одна…».
Другой участник «Берингии»,
Геннадии Коваленко – фотолюбитель с большим стажем (впервые он взял в руки
камеру в возрасте 11 лет), начитанный и хорошо разбирающийся в музыке, прошёл
большой путь в фотографии. Бобров особо отмечал в его творчестве стремление к
«снимку-образу, снимку-символу», к созданию не просто красивого, но
психологического пейзажа.
Фотограф Николай
Векет, оленевод-пастух работал с камерой непосредственно в стаде, снимая самую
суть жизни: новорождённого оленёнка, промысловиков у полыньи, часами стерегущих
нерпу, ярмарку в тундре, уходящего на дежурство пастуха, похороны
односельчанина… Бобров называл Векета
ищущим человеком и считал, что «его негативы становятся историей конергинской
тундры сегодняшних дней». Его снимки обошли выставки Москвы, Ленинграда,
Магадана и Воронежа.