Несмотря на невероятную загруженность и огромное множество дел, препятствий и трудностей в организации клуба, энергичный и увлеченный  Бобров решил делиться опытом и знаниями в газете, открыв новую рубрику «Колонка фотолюбителя». И в течение двух лет начинающие фотолюбители получали внятные практические советы мастера на самые разные темы: «Какая пленка лучше?», «Негатив и время» (о создании фотоархива), «О фотосъёмке», «Задача творческая» (о секретах экспонометра), «Тайны печати», «Сменная оптика», «Фотобумага», «Универсальный видоискатель», «Как снять небо», «”Спорная” оптика» (про широкоугольные объективы) и др.

 Деятельность «Берингии» регулярно освещалась в местной прессе, особенно подробно, когда это касалось ежегодных конкурсов.  Публикации 1983 года председателя жюри Игоря Симонова (заметка «Остановленные мгновения») и статья члена жюри кинорежиссера-документалиста, сценариста и писателя-публициста Владимира Эрвайса  «Очередной вернисаж "Берингии"» особо отметили трёхлетний опыт работы народной фотостудии: «Студия растёт, пополняется и обновляет свои ряды. Обрадовало постоянство в выборе тем и расширение жанров творчества. Значителен <…> список "берингийцев" –  геологов и …школьников. Это особенно ценно: "Берингия" за эти годы помолодела, сохранив большую часть "старичков"», возросло художественное мастерство фотолюбителей, радуют их интересные находки в жанре пейзажа и пристальное внимание к деталям в портретах и жанровых снимках. Как член жюри конкурса, режиссёр не прошёл мимо работ школьников – А. Суханова, А. Нутевги и А. Цыганова,  членов детской фотостудии «Рак Чу», в которой царила невероятно живая творческая атмосфера. 

Вся эта деятельность требовала от Н. Боброва невероятного напряжения, он вспоминал: «Мне пришлось исполнять обязанности директора районного Дома пионеров и школьников. Мало того, я должен был провести частичный ремонт этого бывшего школьного здания. Провёл. У эгвекинотских ребят и воспитанников местной школы-интерната появились радиокабинет, неплохая балетная студия, другие специализированные кабинеты и моя гордость – детская фотостудия "РакЧу" ("Ракурсы Чукотки"), в которой тоже были павильон для съёмок и занятий, три лаборатории - для проявки, печати, изготовления выставочных фотографий. Ребята из "Рак Чу" стали посещать еженедельные заседания «Берингийцев». В клубном журнале регистрации гостей, зафиксировано несколько сотен фамилий». Эта фотостудия существует и сегодня.

Надо сказать, что задолго до появления «РакЧу» Николай Николаевич думал о занятиях фотографией с детьми, уже были первые опыты и даже успехи, о чём он писал 14 декабря 1982 года поэту Анатолию Пчёлкину: «"Берингия" у меня, разумеется, отнимает массу времени. Точнее, я ей сам даю. Тут уж где-то на спор с самим собою и каким-то ещё не совсем понятным оппонентом: сделаю! И клуб есть. Вот весь ноябрь сидел там – чтобы люди работали только. Худо ли, хорошо ли, но выставка получилась неплохая, хотя, разумеется, там не все делали снимки. Зато консультировались почти все. Встречи, разговоры, общение, обмен опытом. И много ребят – учеников интерната. Там тоже сдвиг есть, с божьей помощью наладилось у каждого из них фототека, а я этого добивался два года! И ребята-чукчи есть неплохо снимающие».

Постепенно народная фотостудия «Берингия» расширяла и географию своих выставок, и их тематику. В 1984 году в интервью, озаглавленном «Планета глазами северян» Бобров перечислил места, где побывали фотографы Чукотки, это: Франция, Англия, Дания, Монголия, Германия, Африка. Пилот Александр Тихонов снимал в Индии, геолог Николай Козлов – в Лаосе, геоморфолог Григорий Гурбанович – в Эфиопии; а геолог Вера Романова готовила персональную выставку о Кубе. На Потсдамской международной выставке фотоклубов социалистических стран Европы (где участвовало 27 любительских коллективов), снимки членов «Берингии» были отмечены специальным призом. Появились и первые персональные выставки членов клуба – они стали неопровержимым доказательством профессионального роста чукотских фотолюбителей.

Одна из них – персональная выставка Г. Худолеева, на которую фотограф представил 29 работ.   Поэт Максим Супрунюк, посетивший выставку, назвал их картинами, а свою статью, посвящённую творчеству Худолеева – «"Тёплые" снимки холодного края», где привёл слова скупого на похвалу Игоря Симонова об одном из пейзажей Худолеева: «Это же сказка!» В сериях работ «Времена года», «Прохладное ущелье», «Ягодные места», «Солнечный день», «Быстрый ручей», выполненных в одном из самых сложных фотожанров не просто метры отснятых плёнок и километры дорог за пятнадцать лет съёмок. По словам автора, «в каждой работе, если ты художник, оставляешь кусочек души. А душа – она одна…».

Другой участник «Берингии», Геннадии Коваленко – фотолюбитель с большим стажем (впервые он взял в руки камеру в возрасте 11 лет), начитанный и хорошо разбирающийся в музыке, прошёл большой путь в фотографии. Бобров особо отмечал в его творчестве стремление к «снимку-образу, снимку-символу», к созданию не просто красивого, но психологического пейзажа.

Фотограф Николай Векет, оленевод-пастух работал с камерой непосредственно в стаде, снимая самую суть жизни: новорождённого оленёнка, промысловиков у полыньи, часами стерегущих нерпу, ярмарку в тундре, уходящего на дежурство пастуха, похороны односельчанина… Бобров  называл Векета ищущим человеком и считал, что «его негативы становятся историей конергинской тундры сегодняшних дней». Его снимки обошли выставки Москвы, Ленинграда, Магадана и Воронежа.

 

Единицы хранения

Документы