Всем известен тривиальный постулат – многие наши черты характера, особенности личности, темперамента, увлечения, склад ума и т. д. берут своё начало из детства, воспитания родителей. Не всегда этот принцип работает на практике. Но случай Бориса Фирсова демонстрирует правоту распространенного мнения. В его последующей партийной и академической карьере особую роль сыграли усвоенные в юном возрасте общественные конвенции и практики повседневности. Центральное место в этом усвоении играли непререкаемые авторитеты Фирсова-младшего – его родители. Их судьба была незавидной, тяжелой, наполненной как большими радостями, так и существенными лишениями. При этом дела желанного и единственного ребенка всегда оставались приоритетом для Максима Федоровича Фирсова и Лидии Ефимовны Фирсовой (Муженьковой).

Отец был из среды молодых революционеров, в юности вступил в ряды РСДРП и в 1918 году в возрасте шестнадцати лет начал работать секретарем мандатной комиссии в Северо-Кавказском ЦИКе. После взятия Екатеринодара Фирсов вел в городе подпольную деятельность, в результате чего был арестован и пробыл под стражей до марта 1920 года. Некоторые эпизоды из жизни отца периода революционной борьбы Фирсов-младший узнал уже много позднее его смерти:

В конце 60-х годов к нам в дом пришел сотрудник Краснодарского краевого Института истории партии. Он искал родственников Максима Фирсова, одного из организаторов Краснодарского коммунистического подполья, который был арестован «белыми» в годы Гражданской войны и, как стало известно, несмотря на пытки (ему загоняли иголки под ногти), не выдал имена своих товарищей, входивших с ним в подпольную организацию.

После освобождения из заключения гражданская война для Фирсова-старшего только набирала обороты. В том же 1920-м он поступил на работу в органы ЧК. В 1920-х семья Фирсовых жила то в Новочеркасске, то в Таганроге, то в Ростове. Даже в городе Шахты, известном т. н. «Шахтинским делом». С 1920 по 1938 год отец беспрерывно работал в органах ЧК–ОГПУ–НКВД. В этот год его арестовали по надуманному делу о вредительстве. Вскоре освободили ввиду отсутствия состава преступления (в том же 1938-м, примерно через месяц после ареста), поскольку начался период т. н. «антиежовщины». Но полученные в заключении увечья стали причиной его скоропостижной кончины.

Я так и не смог спросить отца, какое из двух испытаний, выпавших на его долю, было самым тяжелым – пытки белогвардейских следователей, загонявших иголки ему под ногти, или допросы товарищей по революционной борьбе.

Фирсов-старший значительно повлиял на становление интересов сына, поскольку сам очень много читал и знакомил ребенка с художественной литературой, а также с сочинениями по философии, истории, страноведению. Борис Максимович впоследствии вспоминал:

Благодаря отцу я уже к 6-7 годам бегло читал, бойко писал, знал назубок таблицу умножения. Заядлый книгочей, он решил, что и я должен следовать его путем к знанию и образованности – через книгу. Конец 1930-х годов – время расцвета детской литературы в СССР. Родители отказывали себе во много ради того, чтобы лучшие детские и подростковые книги были у меня под рукой, дома. Чтение мне вслух сказок и наставительной литературы быстро уступило место поглощению, иначе не скажешь, приключенческой литературы, научной фантастики, исторических повествований, рассказов о путешествиях.

Мать Бориса Фирсова, Лидия Ефимовна, в 1920–1930-х годах работала машинисткой в разных городах по маршруту семейства. В 1930-м вслед за мужем поступила на работу в органы. Осталась вдовой в 31 год и на её иждивении оказались девятилетний сын и мать. Она старалась оградить сына от смерти отца, не раскрывала причины его ареста и вообще до поступления в институт эта тема в семье оставалась табуированной.

Моя мать тщательно оберегала меня от страха перед массовыми репрессиями. Судьба и смерть отца были окружены тайной, которая была открыта мне только перед поступлением в институт. Мама берегла мою душу ценой собственных глубочайших страданий. О них не принято было говорить с ребенком и другими членами семьи. Наверное, еще и поэтому я вступил в жизнь, твердо усвоив систему взглядов, которые до определенного исторического момента, казалось, были олицетворением высоких социальных истин.

Лидия Ефимовна, несмотря на большую загруженность, была активно включена в школьные и дворовые дела сына. Особенно это проявлялось в умеренном контроле учебных успехов Бориса (см. документы раздела о школе). Кроме того, в годы блокады она занималась делами по восстановлению городского хозяйства, стала кандидатом в члены в ВКП(б), участвовала в работе штаба по ликвидации Курляндской группировки немецких войск.

Особое место в детстве Фирсова-младшего занимала его бабушка, Александра Григорьевна Муженькова (Белоусова), поскольку её внимание помогало ему эффективнее, познавательнее осваиваться в пространстве двора на улице Грота. Она следила за его музыкальными занятиями (Фирсов играл на скрипке). Позднее он иронически вспоминал как ему удавалось перехитрить Александру Григорьевну:

В то довоенное время многих детей учили играть на музыкальных инструментах. Прошел через эти муки и я, обучаясь игре на скрипке. Было невыносимо тягостно разучивать скрипичные упражнения под наблюдением бабушки в момент, когда двор жил напряженной жизнью и оттуда, через открытые окна квартиры доносились крики: «Боря?! (с ударением на последнем слоге) Выходи гулять!». Я нашел выход в том, что играл первую и последнюю страницу скрипичного концерта, затем с грохотом, перепрыгивая через ступеньки, вылетал во двор, где была совсем другая, вольная и общая жизнь…

В документах этого раздела представлены преимущественно материалы о деятельности отца и матери Бориса Фирсова, а также других членов семьи, которые не упоминались в сопроводительном тексте. Особенное внимание предлагаем обратить на дневник Федора Спиридоновича Фирсова, дедушки Бориса по отцовской линии, составленный в 1914–1916 годах.

 

Единицы хранения

Документы