Семья
Фирсовых переехала в Ленинград в 1935 году, где поселилась в одном из жилых
домов в новом комплексе зданий на улице Грота. Этот комплекс был воплощением
идей конструктивизма и коллективизма и служил идее построения социализма: дома,
фабрика-кухня, прачечная, детские ясли и сад. Единое пространство, по задумке
построенное для удовлетворения всех культурно-бытовых нужд, формировало и
особый мир, систему взаимного доверия и очень тесных контактов:
Дома были заселены
относительно, как я бы сказал сейчас, демократической публикой, во всяком
случае, народом попроще. И все же в одном из корпусов была повышенная этажность
и более комфортные зоны: например, был ряд квартир с комнатами-выгородками на
кухне специально для прислуги. Однако несмотря на такие “классовые” различия,
все обитатели комплекса существовали как некая единая среда, и это была среда
очень большого доверия друг к другу. Достаточно, например, сказать, что во всем
нашем доме (а в нем было 40 квартир) во всех дверях вначале были одинаковые
замки и соответственно одинаковые ключи!
Особое
место в юношеском становлении Фирсова сыграла немка Эмма Христофоровна,
«хозяйка» «красного уголка» жилого комплекса. Вернее, его библиотеки. На деньги
ЖАКТа (жилищно-арендного кооперативного товарищества) она приобретала свежие
книги и журналы, которые первым делом попадали в руки её «любимчиков» и
становились предметом ожесточенной борьбы среди обитателей двора. Юноши в
основном конфликтовали за приоритетное право чтения журналов «Костёр» и «Вокруг
света». Борис Фирсов как раз входил в категорию «любимчиков», поскольку Эмма
Христофоровна дружила с его бабушкой. Наравне с неформальными лидерами двора,
учениками старших классов, Фирсов первым знакомился с содержанием «сокровищ»
советской периодики:
Один из них,
Владимир Быстров, обычно подстерегал меня на выходе из библиотеки и по праву
сильного, в чем никто не мог сомневаться, отбирал сокровище, но аккуратно
возвращал его на следующий день. После чего наступала моя очередь читать
журнал.
Двор
становился системой координат, в которой тесные взаимосвязи воспитывали
характер детей, старшие из которых именовались «пацанами», а младшие «шкетами».
Среди взрослых особенно ценили «шкетов» особой категории – «гогочек». То
есть, ребят из приличной семьи, которые слушались родителей и хорошо учились в
школе. «Гогочкой» был и Борис Фирсов, который, к тому же, недурно владел
скрипкой.
Иерархии рождались не только ввиду социальных условий жизни двора, но и благодаря внутренним структурам формального и неформального обмена. Старшеклассник Владимир Быстров, например, за деньги мастерски пересказывал прочитанные им книги, а выручку тратил на покупку папирос для себя и приятелей. Фирсов также участвовал в этой дворовой экономике. Вспоминал и о казусах обмена, с которыми ему пришлось столкнуться:
В 1940 году, 22
июня, тетя подарила мне на день рождения три рубля. И сказала: «Купи что
хочешь». Я пошел на Большой проспект <…> Выбирал себе подарок. <…>
В итоге я сдался и купил за рубль сигару, оставив про запас два рубля. Пришел
домой, взял спички и отправился во двор. Соорудил там себе сиденье из кирпичей,
сел, надкусил чуть-чуть конец сигары и попытался затянуться. У меня закружилась
голова. Кажется, на какую-то секунду я закачался или даже упал. Но падая, я
успел сигару «замариновать». <…> Поспал два часа, оклемался. Опять вышел
во двор. И тут окончательно понял, что не буду курить эту чертову сигару. Но я
же рубль на нее потратил, его надо вернуть. Я вынул «замаринованную» и стал
предлагать ее тем, про кого знал, что они курят. А они, видимо, поняли, что я
нуждаюсь в деньгах, и упорно сбивали цену. Я не соглашался на полтинник, долго
торговался, но в конце концов отдал за двадцать пять копеек. Потом сожалел, что
так дешево.
Много
позднее, уже состоявшийся исследователь Борис Фирсов, подходил к оценке того
пространства с более аналитической, социологической позиции, подчеркивая особую
взаимосвязь между членами того сообщества, их типологические сходства.
Если бы я тогда
уже был социологом, я бы сказал, что в этой среде существовали кластеры,
объединяющие людей, которые были связаны между собой некой общностью своих
характеристик. <…> Их повседневные вечерние общения, соседство,
одалживание соли, небольшой суммы денег, визиты друг к другу, обмены мнениями о
кухне, жалобы на все то, что происходило, совместные переживания микро- и
макрособытий, которые случались в жизни обитателей наших домов, – это был
мир, в котором они жили. <…> Это – одна среда, которая выделялась, если
вы попадали во двор летним, весенним или осенним вечером.
К
сожалению, этот «раздел» жизни Бориса Фирсова оставил слабый документальный
след. Поэтому в части про «двор на улице Грота» мы публикуем альбомы с
рисунками, хронологически совпадающие со временем воспитания во дворе. В них
можно найти как следы повседневной жизни 1930-х, так и отпечатки господствующей
идеологии.