Блокада
практически уничтожила сообщество двора, в котором воспитывался и учился юный
Борис Фирсов. Большая часть квартир его дома опустела – их жители ушли на
войну, были эвакуированы или постепенно увядали и погибали в мире перманентного
голода, холода и нападений агрессора.
После
смерти отца семья Фирсовых переживала войну впятером – мама, сын, бабушка, а
также тетя с сыном, переехавшие в Ленинград из Ярославля в 1940-м после смерти
главы семейства. В «Разномыслии» Борис Фирсов вспоминает о блокаде:
Война
воспринималась скорее фаталистически. Выживу, говорил я себе, но каждый день
был связан со смертельным страхом за судьбу мамы. Голод, конечно,
анестезировал, притуплял чувством страха перед войной. Но страх не проходил.
Голод,
разумеется, был центральной темой блокадного мира и любые способы его
преодоления воспринимались как жизненная необходимость, выработавшая паттерны
потребления на долгие десятилетия вперед:
Накануне Нового,
1942 года мы с двоюродным братом получили именные билеты на новогоднюю елку. В
приглашении было написано, что состоится концерт. Но главное – покормят,
иначе никто бы не пошел. <…> Когда посадили за стол, едва ли не все
начали делить обед на две части и откладывать в банки еду для домашних. Дома мы
с братом рассказывали легенды об обеде и говорили, что пищу, которую мы
принесли, нам дали специально для родных. <…> Наша с женой привычка,
выработанная в блокаду, состоит в том, чтобы ничего не оставлять в тарелке,
съедать все до последнего кусочка. К пище надо относиться свято.
Все
домочадцы из семейства Фирсовых были вовлечены в работы военного времени. Борис
с двоюродным братом трудились на сезонных работах по уборке урожая; бабушка
получила мобилизационное предписание, обязывающее её нести службу по защите
Ленинграда от воздушных нападений немецких захватчиков; а мама работала в штабе
по ликвидации так называемой Курляндской группировки немецких войск в самые
последние дни войны. Лидия Ефимовна вернулась домой не только с медалью «За
боевые заслуги», но и с «трофеями» – бутылка французского коньяка «Хенесси»,
две банки португальских сардин, ящик немецких мясных консервов, половина мешка
белой крупчатой муки, радиоприемник «Филипс» и пишущая машинка «Континенталь» с
русским шрифтом (французской сборки, очевидно, предназначенная для немецких
оккупационных властей).
В
разделе «Документы» в основном представлены сведения о деятельности матери в
годы блокады, которая в 1943 году стала кандидатом в члены в ВКП(б). Также
особое внимание приковывает школьное сочинение Бориса Фирсова, своими
формулировками вызывающее вопрос о том, действительно ли такой текст может быть
составлен семиклассником или же некоторые его фрагменты были вкраплены в
финальный вариант с высоты богатого жизненного опыта?