Борис Фирсов родился 22 июня 1929 года и воспитывался в семье сотрудников органов госбезопасности. В 1920-х Фирсовы жили то в Новочеркасске, то в Таганроге, то в Ростове, то в городе Шахты (известном т.н. «Шахтинским делом»). В 1935-м они переехали в Ленинград, где поселились в доме на улице Грота, который стал местом становления личности юного Фирсова.

Двор на улице Грота был системой координат, в которой тесные взаимосвязи воспитывали характер детей, старшие из которых именовались «пацанами», а младшие «шкетами». Среди взрослых особенно ценили «шкетов» особой категории – «гогочек». То есть, ребят из приличной семьи, которые слушались родителей и хорошо учились в школе. «Гогочкой» был и Борис Фирсов, который, к тому же, недурно владел скрипкой.

Много позднее, уже состоявшийся исследователь Борис Фирсов, подходил к оценке того пространства с более аналитической, социологической позиции, подчеркивая особую взаимосвязь между членами того сообщества, их типологические сходства.

Если бы я тогда уже был социологом, я бы сказал, что в этой среде существовали кластеры, объединяющие людей, которые были связаны между собой некой общностью своих характеристик. <…> Их повседневные вечерние общения, соседство, одалживание соли, небольшой суммы денег, визиты друг к другу, обмены мнениями о кухне, жалобы на все то, что происходило, совместные переживания микро- и макрособытий, которые случались в жизни обитателей наших домов, – это был мир, в котором они жили. <…> Это – одна среда, которая выделялась, если вы попадали во двор летним, весенним или осенним вечером.

Однако единство пространства было недолговечным. Сначала семейство пережило драматические события в 1938 году, когда после увечий, полученных в заключении в стенах НКВД, умер отец. Позднее – война и блокада трансформировали пространство. Большая часть квартир дома Фирсовых опустела. Без главы семейства, Фирсовы переживала войну впятером – мама, сын, бабушка, а также тетя с сыном, переехавшие в Ленинград из Ярославля в 1940-м после смерти главы семейства. В «Разномыслии» Борис Фирсов вспоминал о блокаде:

Война воспринималась скорее фаталистически. Выживу, говорил я себе, но каждый день был связан со смертельным страхом за судьбу мамы. Голод, конечно, анестезировал, притуплял чувством страха перед войной. Но страх не проходил.

В мире школы Фирсов-младший сочетал в себе два противоречащих амплуа – отличника с двойками по поведению в дневнике. Их он получал за разные «художества», самые безобидные из которых заключались в сговоре манкировать последний урок, уйдя в кино, или всем классом не сделать домашнее задание. Кроме того, известен случай, когда компания «заговорщиков» похитила журнал и погрузила его в вечность на дно реки Карповки. Или – в 1945-м Фирсов с приятелем Левой Власовым обзавелись в кабинете директора чистыми бланками аттестатов и пачкой незаполненных похвальных грамот, которые впоследствии использовались для помощи старшим и младшим товарищам, а также становились объектами неформального внутришкольного (и не только) обмена.

Подобная предприимчивость проявлялась и в другой стороне жизни Фирсова в школьные годы. На пишущей машинке, привезенной матерью в качестве «трофея», Фирсов-младший после войны, пытаясь помочь ей в деле добычи средств, печатал пригласительные билеты на вечера танцев и концерты школьного джаза, на которых играл он сам – Таких красивых билетов не было ни у кого [см., например, в документальном разделе – «Пригласительный билет…» // ОА ЕУСПб. Ф. Л-1 Оп. 8 Ед.хр. 1 Д. 13].

В 1949 году Фирсов поступил в Ленинградский электротехнический институт им. В. И. Ульянова (Ленина), где учился по специальности «инженер-электрофизик». Довольно быстро его детская предприимчивость нашла применение в студенческой жизни – уже на третьем курсе его выбрали секретарем комсомольской ячейки. С этого момента начался стремительный карьерный рост Фирсова. Но в ЛЭТИ, разумеется, он ещё ничего не знал о последующих номенклатурных перипетиях, занимаясь поддержкой спортивных сообществ, творческой самодеятельности, а также в массовых предприятиях, характерных для социалистического проекта (например, строительство объектов).

ЛЭТИ уже тогда с оттенком белой зависти называли в городе «эстрадно-музыкально-спортивным институтом с небольшим техническим уклоном». Фактически, в институте формировалась дружественная культурная среда, важной частью которой был и Борис Максимович.

Одним из наиболее характерных творческих достижений той комсомольской и творческой среды был эстрадный спектакль «Весна в ЛЭТИ». Работа не осталась локализованной в стенах института, поскольку слух о «злободневном, брызжущем жизнью» представлении мгновенно разнесся по городу. Результатом стала регулярность спектакля – «Весну в ЛЭТИ» впредь давали в Доме культуры Выборгского района при постоянных аншлагах. В декабре 1953 года состоялось открытое обсуждение спектакля, на котором известные мастера театрального дела дали самые восторженные отклики. Среди авторов отклика, например, был и Г. А. Товстоногов.

Фирсов позднее скромно подчеркивал свою роль в организации этого успешного предприятия, ограничиваясь только тем, что своевременно взял на себя ответственность за спектакль перед партийной ячейкой института:

Я знал, что меня будут представлять как одного из “виновников” появления “Весны в ЛЭТИ”. Но я не писал стихов и куплетов к этому спектаклю, которые перешли в студенческий фольклор, не сочинял мелодий, которые и поныне звучат как позывные, не вызывал шквал аплодисментов актерской игрой. И потому сильно возражал против вызова на сцену. Сказать теперешним студентам: “Я был секретарем комитета ВЛКСМ, который взял на себя ответственность за то, что спектакль состоялся”, значило бы не сказать ничего. Объявить им, что я был спонсором спектакля? Но у меня никогда не было денег для поддержки разных инициатив. Объяснять прожитые мною “времена оторопи” людям, собравшимся на праздник, я не хотел и потому ограничился выражением веры в немеркнущую славу ЛЭТИ [Разномыслие. С. 401].

Документальный раздел представляет собой, дополненный материалами времени ЛЭТИ, прошлый выставочный проект – «Неизвестный Фирсов», доступный по ссылке – http://arch.eu.spb.ru/UnknowBMF-2

Единицы хранения

Документы