29 января 1992 года по праву можно считать ещё одним днем рождения Европейского университета. Но не образовательной структуры, а именно идеи - вернее, её отражения на бумаге. В этот день А. А. Собчак подписал распоряжение о создании Оргкомитета по созданию ЕГУ [см. первый документ в разделе – ОА ЕУСПб. Ф. 43. Оп. 1. Ед. хр. 1. Д. 1]. Европейский гуманитарный университет – именно так планировалось назвать новое учебное заведение в Санкт-Петербурге.

Организационный комитет позже пополнился видными учеными, приглашенными Б. М. Фирсовым и Н. Б. Вахтиным. Эта структура и создала фундамент для последующего становления ЕУ. Некоторые её члены стали деканами-организаторами, другие начиная с 1995 года преподавали первые курсы. Но сначала были долгие дискуссии, консультации, дебаты о том, каким должен быть университет. Как сформулировать его концепцию? «Два капитана» в феврале 1992 года на домашнем компьютере Вахтина составили первый вариант документа под названием «Концепция ЕГУ» [см. ниже фрагмент этого документа с рукописными правками – ОА ЕУСПб. Ф. 43. Оп. 1. Ед. хр. 1. Д. 5]. Он же стал предметом обсуждений с коллегами из разных институтов и областей знания, что довольно быстро позволило собрать команду единомышленников для начала разрешения базовых вопросов. Коллеги высказывали самые разные, порой удивительные, идеи: некоторые считали, что необходимо строить образовательный процесс с «нижних» ступеней; другие, напротив, считали, что именно производство научной элиты страны на аспирантском уровне – наиболее подходящая стратегия; третьи лоббировали идею университета, готовящего не научную элиту, а качественные кадры для преподавания в школе; четвертые вовсе задавались вопросом – а почему собственно университет, а не глобальный научный центр?

Во множественных дискуссиях, длившихся примерно год, помимо сделанного выбора в пользу аспирантской стратегии сформировался итоговый состав Оргкомитета, поселившегося на время в небольшом кабинете на Чайковского 29. Н. Б. Вахтин вспоминал о работе комитета:

 Это было абсолютно хаотичное движение людей. Столкновение каких-то разных «голов», интеллектов, идей. И у меня было все время ощущение, что мы ищем ту самую несуществующую черную кошку в темной комнате. То есть мы двигаемся абсолютно вслепую. И что-то начинает получаться. Не тогда, когда мы что-то хорошо придумали, а тогда, когда мы попали во что-то. Как будто план этого университета, вообще сама идея уже где-то есть, и ее надо только найти. Вот, как стихи пишут. Да, как Мандельштам писал, как он стихи пишет: «Вот, мучительно вертится строчка. Я ее ещё не могу до конца поймать. Я не могу услышать, как она, на самом деле… Она где-то есть там, в сферах. А, вот я теперь нашел! Я поймал слово, вставил, оно встало на место. Я поймал, я услышал то, что где-то вне меня существует», – вот такое у меня было ощущение, когда мы этим занялись [Интервью с Н. Б. Вахтиным в рамках проекта «Юбилей» (17.12.2002) // ОА ЕУСПб. Ф. 1. Оп. 8. Ед. хр. 2. Д. 2].

Действительно, любое начинание с нуля – занятие непростое. Особенно, когда сталкиваются большие умы, с разными взглядами на академический мир, процесс образования и неопределенности первых лет постсоветского времени. Но задачи ставились амбициозные – сломать «старую» аспирантуру, в которой для учебного процесса не было ни времени, ни места; остановить «утечку мозгов» из страны; создать университет, ничем не уступающий ведущим мировым институтам; собрать лучших преподавателей и слушателей в одном месте; и многое другое. При чтении документов этого раздела выставки можно невооруженным взглядом заметить, что путь к консенсусу был тернистым и долгим. Тем не менее, на этом этапе у ЕУ появился главный капитал – люди. Именно сформировавшийся творческий коллектив единомышленников, преодолевая множество бюрократических, финансовых, академических и прочих трудностей, проявил инициативу и пошел по новому пути. В документах об истории университета неоднократно подчеркивалось, что этот фактор и стал залогом успеха инновационного начинания. Члены Организационного комитета, как отмечал Б. М. Фирсов, и вовсе склонились перед «требованием» университета и «довольно радикально изменили собственную ментальность».

В конечном счете, к моменту начала работы ЕУ на Фурманова 3, четкая структура идеи и путей их воплощения была определена. Позволим себе процитировать более позднюю публикацию Б. М. Фирсова, в которой первоначальные задумки связывали цели и задачи прошлого, настоящего и будущего Европейского университета:

 Мы взялись за реформирование аспирантуры, поставив цель приблизить российские требования к магистрам и аспирантам к стандартам подготовки ведущих университетов <…> В итоге – воспрепятствовать оттоку из страны талантливой молодежи. Именно сюда уходят корни наших идей.

Идея первая – интенсивное трехлетнее обучение аспирантов базовым дисциплинам (включая английский язык и информационные технологии). <…>

Идея вторая – интернационализация. Полезнее для дела искать баланс, когда не отбрасываются достижения российской высшей школы и науки, а и мировой опыт активно внедряется в российский контекст. <…>

Идея третья – развитие фундаментальности образования. Предстоит сделать прозрачными границы между отдельными науками, которые собрались под крышей ЕУСПб, создать своеобразную междисциплинарную оболочку <…>

Идея четвертая – создание среды (полигонов) для развития новых образовательных направлений. <…>

Идея пятая – стимулирование инициативы у слушателей. <…> Искусству поиска материальной поддержки следует учить. <…>

Идея шестая – увеличение вклада в развитие города. <…> Отсюда и новая роль ЕУСПб – содействовать возникновению благоприятной интеллектуальной среды для живых, информационно-насыщенных контактов аспирантов, ученых, преподавателей и практиков. Ныне это включено в Стратегический план Санкт-Петербурга.

Идея седьмая – особое внимание к образовательным потребностям регионов. <…> Речь идет о соглашениях (надеюсь, при участии администрации Санкт-Петербурга) с органами региональной власти о программах подготовки на базе ЕУСПб кадров высшей квалификации. Аналогичным образом может быть решена проблема переподготовки многочисленных отрядов специалистов из регионов России.

[Цит. по: Семь идей для внедрения в жизнь // Экономика. Политика. Образование. №1. 1998. С. 36–37].

 


 

Единицы хранения

Документы