Идея интернационализации была заложена в основу ЕУ с самых первых дней. Об этом, например, свидетельствует одна из версий Концепции университета, опубликованная в 1992 году:

Обязательным условием достижения мировых стандартов образования и исследований является интернационализация самого процесса обучения: привлечение иностранных профессоров и преподавателей не только для обучения студентов и для научной работы, но и на научно-административные должности; совместное обучение российских и иностранных студентов; высокая степень интеграции научных программ с мировой наукой на базе широкой сети совместных проектов [цит. по: Фирсов Б. М. Европейский университет в Санкт-Петербурге и сеть академического сотрудничества // Связь времен. Девять сюжетов о прошлом, настоящем и будущем. СПб.: Европейский Дом, 1997. С. 89].

Причем для воплощения высокой степени интеграции и создания совместных научно-образовательных инициатив необходимо было бороться не только с юридическими, экономическими и прочими трудностями, но и преодолевать советские паттерны мышления. Об этом, в частности, говорил Н. Б. Вахтин, подчеркивая масштабность начинания:

«У нас лучшая в мире школа» – это из тех времен, когда СССР противостоял всему остальному миру, когда важно было, чтобы наши ракеты летали дальше всех, наши хоккеисты всегда побеждали и вообще чтобы все советские люди были гораздо умнее, лучше и счастливее, чем все несоветские. Но система образования не спортивная площадка, где необходимо занять первое место, нокаутировав Швецию, Германию, США и Японию. Как измерить качество образования? Это же не система очистки сточных вод! Ну да, проводятся международные тесты: по одним Россия в числе первых, по другим в хвосте списка. В каждой стране есть очень хорошие и очень плохие школы, сильные и слабые вузы. Там работают учителя и профессора – талантливые и бездарные. Чем больше высококлассных специалистов, тем сильнее и лучше будет система образования.

Б. М. Фирсов дополнял это рассуждение:

Та система лучше, которая более чувствительна по отношению к изменениям в других системах образования. Если исходить из того, что вы самые передовые, вы обречены на гибель, потому что рано или поздно кто-то превзойдет ваш результат. Самодостаточность и самодовольство очень опасны [высказывания цит. по: «Таких специалистов больше не готовят нигде в России». Интервью с Б. М. Фирсовым и Н. Б. Вахтиным // Невское время. 1999. 17 июля. С. 4].

Ниже представлены некоторые документы, отражающие специфику интернациональной линии в работе академических единомышленников-энтузиастов. К сожалению, говорить об этой теме широко и аналитически не представляется возможным. Но в материалах можно найти примеры разрушения устойчивых границ, десятилетиями определявшие научное взаимодействие до 1989 года. Яркое тому подтверждение – примеры переговоров о формах сотрудничества с академиями разных концов света – от Бразилии и США до Австралии и Японии. Также советуем обратить особое внимание на документы, связанные с идеей проведения летних курсов для иностранцев, организация которых была направлена на максимальную степень вовлечения мирового научного сообщества в дела Европейского.

Единицы хранения

Документы