Идея интернационализации была заложена в основу ЕУ с самых первых дней. Об этом, например, свидетельствует одна из версий Концепции университета, опубликованная в 1992 году:
Обязательным условием достижения мировых стандартов образования и исследований является интернационализация самого процесса обучения: привлечение иностранных профессоров и преподавателей не только для обучения студентов и для научной работы, но и на научно-административные должности; совместное обучение российских и иностранных студентов; высокая степень интеграции научных программ с мировой наукой на базе широкой сети совместных проектов [цит. по: Фирсов Б. М. Европейский университет в Санкт-Петербурге и сеть академического сотрудничества // Связь времен. Девять сюжетов о прошлом, настоящем и будущем. СПб.: Европейский Дом, 1997. С. 89].
Причем для воплощения высокой степени
интеграции и создания совместных научно-образовательных инициатив необходимо
было бороться не только с юридическими, экономическими и прочими трудностями,
но и преодолевать советские паттерны мышления. Об этом, в частности, говорил Н.
Б. Вахтин, подчеркивая масштабность начинания:
«У нас лучшая в мире школа» – это из тех времен, когда
СССР противостоял всему остальному миру, когда важно было, чтобы наши ракеты
летали дальше всех, наши хоккеисты всегда побеждали и вообще чтобы все
советские люди были гораздо умнее, лучше и счастливее, чем все несоветские. Но
система образования не спортивная площадка, где необходимо занять первое место,
нокаутировав Швецию, Германию, США и Японию. Как измерить качество образования?
Это же не система очистки сточных вод! Ну да, проводятся международные тесты:
по одним Россия в числе первых, по другим в хвосте списка. В каждой стране есть
очень хорошие и очень плохие школы, сильные и слабые вузы. Там работают учителя
и профессора – талантливые и бездарные. Чем больше высококлассных специалистов,
тем сильнее и лучше будет система образования.
Б. М. Фирсов дополнял это рассуждение:
Та система лучше, которая более чувствительна по
отношению к изменениям в других системах образования. Если исходить из того,
что вы самые передовые, вы обречены на гибель, потому что рано или поздно
кто-то превзойдет ваш результат. Самодостаточность и самодовольство очень
опасны [высказывания цит. по: «Таких специалистов больше не готовят нигде в
России». Интервью с Б. М. Фирсовым и Н. Б. Вахтиным // Невское время. 1999. 17
июля. С. 4].
Ниже представлены некоторые документы,
отражающие специфику интернациональной линии в работе академических
единомышленников-энтузиастов. К сожалению, говорить об этой теме широко и
аналитически не представляется возможным. Но в материалах можно найти примеры
разрушения устойчивых границ, десятилетиями определявшие научное взаимодействие
до 1989 года. Яркое тому подтверждение – примеры
переговоров о формах сотрудничества с академиями разных концов света – от
Бразилии и США до Австралии и Японии. Также советуем обратить особое внимание
на документы, связанные с идеей проведения летних курсов для иностранцев,
организация которых была направлена на максимальную степень вовлечения мирового
научного сообщества в дела Европейского.