Одним
из способов презентации Европейского университета в публичном пространстве был
выпуск периодического издания под названием «Вестник ЕУСПб». Эта идея появилась
осенью 1995 года [см. ниже – Ф. 43. Оп. 1. Ед. хр. 3. Д. 25].
Предполагалось, что Вестник будет отражать строительство университета, а также
основные события академического и образовательного толка. Допускалось отдать
несколько полос под рекламу, но от этой идеи быстро отказались ввиду того, что
подобная практика бы противоречила складывающемуся имиджу ЕУ. Тем более, что
предполагалась рекламная рассылка Вестника в другие учебные заведения
Санкт-Петербурга [см.: Ф. 43. Оп. 1. Ед. хр. 3. Д. 31].
Рекламные функции
издания должны быть отодвинуты далеко назад. Спокойный и деловой рассказ даст
больший положительный эффект для повышения престижа, чем спекулятивные
заявления общего характера. Поэтому жанр издания должен быть Newsletter [Фрагмент Концепции
периодического издания // Ф. 43. Оп. 1. Ед. хр. 3. Д. 26].
Увидел свет первый
номер вестника Европейского университета в Санкт-Петербурге. Издание для нашего
времени не типичное. Хотя бы одной своей особенностью: на восьми страницах
небольшого формата ни строчки рекламы. Зато обстоятельна информация об этом не
совсем обычном учебном заведении, одна из целей которого, как пишет
председатель комитета мэрии по культуре В. Яковлев, «подготовка ученых лидеров,
которым предстоит жить и творить в XXI
веке [Слуцкий Б. Европейский университет в Санкт-Петербурге о себе // Вечерний
Петербург. №2. 1996].
Другой
способ заявить о себе общественности – публикации в крупных периодических
изданиях, в которых бы читателей знакомили с основными идеями организаторов и
преподавателей Европейского. На этом поле была развернута успешная рекламная
кампания – о ЕУ писали такие издания как: «Коммерсант», «Невское время»,
«Санкт-Петербургские ведомости» и др.
Параллельно
с разработкой рекламно-информационной программы во второй половине 1990-х ЕУ
планировал расширение. Идея создания факультета истории искусств, зревшая с
первых лет работы Оргкомитета, постепенно воплощалась в жизнь. Начавшееся
сотрудничество с Эрмитажем стало основой для успешной летней школы 1998 года.
Уже через два года факультет стал пятым в организационной структуре ЕУ [см.
первые материалы, связанные с разработкой концепции факультета истории искусств
– Ф. 43. Оп. 1. Ед. хр. 3. Д. 29 и 30].
Но
одной из важнейших проблем на рубеже XX
и XXI веков был юридический
вопрос, связанный со статусом образовательных программ в университете. Тревожил
он не только руководителей и преподавателей, но также слушателей и выпускников
[см. ниже письмо Н. В. Печерской Б. М. Фирсову (19.01.2001) // ОА ЕУСПб. Ф. 43.
Ед. хр. 3. Д. 38]. Дело в том, что Федеральный Закон «Об образовании» 1992 года
создал условия регистрации ЕУ как негосударственного образовательного
учреждения. Однако для легитимации именно аспирантского уровня ЕУ необходимо
было пройти процедуру лицензирования и получить аккредитацию. Этому мешало
формальное требование – образование должно начинаться с бакалавриата. Стремясь
оставаться честными перед законом, а не искать в нем лазейки, руководство
университета и его сторонники пытались выработать новаторские предложения,
которые впоследствии можно было представить государству на рассмотрение. Об
этом, в частности, пространно рассуждал и Б. М. Фирсов, рассказывая любопытные
детали из внутренней «кухни» Европейского:
Не один раз Союз
ректоров Санкт-Петербурга, попечители университета, известные люди обращались к
министерству с просьбой помочь разрешить эту ситуацию тем или иным образом,
найти разумный компромисс. Что если дать нам возможность поработать несколько
лет в рамках эксперимента и на этот срок выдать временную лицензию? Провести
мониторинг подготовки аспирантов, убедиться, что она ведется здесь на очень
высоком уровне – это не хвастовство, а объективная реальность. Приезжайте,
посмотрите, проверьте, обсудите на коллегии. У нас есть что передать другим в
качестве апробированного опыта! Последний раз к министру с просьбой решить
вопрос с нашим признанием обратились И. Мельников и Ж. Алферов как руководители
думского Комитета по образованию и науке. Без результата. Я согласен, что закон
о госаккредитации един для всех и его надо исполнять, но жизнь не стоит на
месте. Есть исключения, без которых невозможно двигаться дальше. Вспомним, что
академик Борис Павлович Константинов, один из разработчиков ядерной бомбы, был
избран в Академию наук, не имея ученой степени… [Сломать инерцию покоя.
Интервью Н. Шаталовой с Б. М. Фирсовым // Поиск. №16. 2001. С. 9].
Впоследствии
решение нашлось – в 2004 году была получена государственная аккредитация, а еще
через два года – лицензия на аспирантуру. С этого времени, выдаваемые ЕУ
дипломы признавались официально равнозначными документам об образовании из
государственных учебных заведений.