16 сентября 1996 года по праву можно считать
ещё одним днем рождения Европейского. Именно в этот день состоялось официальное
открытие Академической программы, которая была логическим продолжением Открытых
аспирантских курсов. Б. М. Фирсов в обращении к первым слушателям назвал 16
сентября – «Днем Определившейся Судьбы»:
29 января 1992 г. начал свою деятельность Организационный
комитет нового университета, нареченного впоследствии (при государственной
регистрации в ноябре 1994 г.) Европейским университетом в Санкт-Петербурге. С
того памятного дня не прошло и каких-то пяти лет (1691 день для корректности),
как наступило 16 сентября 1996 г. Университет входит в жизнь города,
Российского общества, мирового образовательного и научного сообщества в строгом
соответствии с добровольно избранной высокой миссией (готовить научную элиту
Санкт-Петербурга и России), замыслом его создателей (аспирантский колледж и
научно-исследовательские центры международного класса), статусом, которым
наделили его учредители (негосударственный вуз, опирающийся на гарантированную
поддержку местной власти). Сбалансированность, известная гармония названных
компонентов помогли становлению университета. Рискну потому назвать дату 16
сентября Днем Определившейся Судьбы. <…>
У каждого, кто писал утопическую концепцию ЕУСПб, есть в
тексте любимые места, кажущиеся особо благозвучными. Прочту одно из этих мест:
“Задачей ЕУСПб является подготовка ученых, которым предстоит жить и работать в XXI веке, научных лидеров, которые займут
ключевые позиции в интеллектуальной жизни своей страны и возьмут на себя
решение тяжелейших задач, связанных с преодолением глубокого кризиса российской
науки и образования”. Выражаю нашу общую уверенность, что первые слушатели,
принятые нынче в университет (все они находятся в зале), будут в то же время
серьезными претендентами на эту ответственную роль. Для них (лучше и с этого
момента навсегда во втором лице – для Вас, как и для всех нас!) сегодня это
тоже День Определившейся Судьбы [Фирсов Б. М. День Определившейся Судьбы //
Связь времен. Девять сюжетов о прошлом, настоящем и будущем. СПб.: Европейский
Дом, 1997. С. 80–85].
Бесспорно, определилась судьба и для первого
набора слушателей, коих было всего 59 человек. Практически все они были из
числа первых «стажеров», прошедших дебютные аспирантские курсы и выдержавших
непростые вступительные испытания. Приблизительно столько же слушателей
планировалось зачислить на обучение и в последующие годы. То есть,
приблизительно 150 студентов за три года. В ряде документов воспроизводилась
остроумная формула ректора-организатора – «Мы занимаемся штучным
производством». Это программное методическое заявление, итогом которого должно
было стать производство научной элиты для страны, подкреплялось не только
словом, но и делом. К рубежу тысячелетий ЕУ окреп и энтузиасты (организаторы,
преподаватели, стажеры и слушатели) были вознаграждены переходом университета
на совершенно иной качественный уровень внутренней экономики. Об этом, в
частности, говорил ученый секретарь О. Н. Кен, сопоставляя структуры
классического образования с системой, сложившейся в новом образовательном
учреждении:
Уровень зарплат [преподавателей классических
университетов] вытеснил многих способных людей или, во всяком случае, работа
там перестала быть для них главным занятием. Это обстоятельство плюс тот
фактор, что человеку сейчас трудно уйти на пенсию, обусловили «старение»
преподавательских коллективов – возникают, образно говоря, «ученые мафии»:
сообщества людей, которые давно сжились друг с другом, связаны неформальными
обязательствами, среди которых крайне редко появляются «чужие» люди. Отсюда и
застой в учебном процессе, отмеченный ранее Борисом Максимовичем [Фирсовым], –
он сложился раньше, но в последнее время углубился. «Ученые мафии» значительно
увеличили и злоупотребления при поступлении в вуз: взятки и «блат».
У нас в Европейском университете на одного слушателя
затрачивается 5,5 тысяч долларов в год, то есть мы сейчас приближаемся к уровню,
при котором можно обеспечить действительно хорошее образование. Поэтому многих
проблем государственных вузов у нас нет [Право предлагать идеи. Интервью Е.
Кром с Б. М. Фирсовым и О. Н. Кеном // Северо-Запад. №13. 2001. С. 23–25].
В части документов этого раздела мы публикуем
материалы о деятельности факультетов после начала Академической программы,
специальный выпуск Вестника, публикация которого была актом продвижения
университета, а также уникальные материалы – отзывы студентов о ЕУ и
преподавателях, а также преподавателей о первых наборах слушателей.