Дискуссии о Концепции Европейского
университета привели в конечном счете Оргкомитет к идее, что следует
остановиться на обновлении российской аспирантуры. Возникает логический вопрос
– почему выбор был сделан в пользу аспирантов, а не более ранних форм? В
интервью для издания «Северо-Запад», опубликованном спустя шесть лет после
запуска первого образовательного проекта в стенах ЕУ, корреспондент Е. Кром
задала этот вопрос ректору-организатору Б. М. Фирсову и секретарю Ученого
совета О. Н. Кену. Последовал ответ, воспроизводивший миссию университета с
самых первых дней его истории:
Во всякой стране есть люди, составляющие
профессиональную, художественную, научную элиту. Если ее слой становится
слишком тонким – развитие общества останавливается. Именно аспирантура
обеспечивает подготовку таких людей. В российской же высшей школе институт
аспирантуры стал умирать первым – как наиболее сложная задача, не имеющая
надлежащих условий к реализации. Поэтому мы сочли аспирантское направление
самым актуальным [Право предлагать идеи. Интервью Е. Кром с Б. М. Фирсовым и О.
Н. Кеном // Северо-Запад. №13. 2001. С. 23–25].
Университетский механизм, связанный с первым
опытом работы с потенциальными аспирантами, впервые заработал осенью 1995 года.
Ещё весной А. К. Байбурин предложил коллегам в качестве пробы пера организовать
Открытые аспирантские курсы для потенциальных абитуриентов Санкт-Петербурга.
Летом был объявлен набор, ориентированный на специалистов-выпускников и
студентов последних курсов. К преподаванию были привлечены преимущественно
ученые, работавшие в центрах Российской Академии наук. «Стажерам» были
предложены авторские программы по истории, социологии, политическим наукам,
этнологии, экономике и финансам – около 40 лекционных курсов и семинаров.
Информация о подобной инициативе стремительно
распространилась по городу благодаря неформальным каналам. В ЕУ поступило около
400 заявок, чуть более 300 слушателей перешли в разряд первых «стажеров»,
которые нацелились не только на получение знаний, но и на потенциальное
поступление в университет в обозримой перспективе. Большинство из них были
аспирантами и студентами Санкт-Петербургского государственного университета,
Российского государственного университета им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургской
Академии культуры, Санкт-Петербургского университета экономики и финансов.
Также курсы посещали сотрудники Российской Академии наук, Российской
национальной библиотеки, Государственного Русского музея, Российского
этнографического музея, Музея истории города и других научно-просветительских
центров. Практически сразу стало ясно, что успех этого предприятия превзошел
все ожидания. Даже преподаватели пытались пробраться в аудитории, чтобы
послушать об актуальных проблемах в научных направлениях коллег. Одна из первых
слушательниц первого набора аспирантских курсов так вспоминала о начале занятий
и об огромном ажиотаже вокруг них:
Было очень много народу, знакомого и незнакомого… Все сидели, буквально прижавшись друг к другу. Не было возможностей для того, чтобы нормально записывать, потому что не было столов, так как, чтобы поместить такое количество людей, надо было сидеть просто на стульях, которые стояли вплотную, рядами, и их все равно не хватало. Было очень мало места для преподавателей, поэтому не существовало физической границы, которая бы разделяла пространство преподавателей и первые ряды. Преподаватели чуть ли не по ногам ходили у тех, кто сидел на первых рядах… [Цит. по: Европейский университет от «А» до «Я» и далее. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2006. С. 108].
Успех опыта Открытых аспирантских курсов был
ошеломительным. «Стажеры» сдавали экзамены после первого и второго семестров,
получали сертификаты. Часть из них в итоге вошла в когорту первых, вторых и
третьих студентов Академической программы. А сами Открытые курсы продолжили
жить в стенах ЕУ параллельно с образовательными инициативами, реализованными
уже в рамках первых факультетов.
В документальной части настоящего подраздела
можно узнать правила приема на первые Открытые аспирантские курсы, ознакомиться
с препринтом первого буклета ОАК, в котором опубликованы их программы, а также
узнать об инициативах, связанных с первым большим успехом.