В начале 1970-х годов компанией друзей-коллег-единомышленников из мира советской социологии на базе Ленинградского отделения Всероссийского театрального общества (ВТО) была образована исследовательская группа «Социология и театр», которая впоследствии занималась – изучением театральной аудитории, экспертизой репертуаров и анализом внутритеатральной жизни города. Основателями и идейными вдохновителями группы стали – известный театровед В. Н. Дмитриевский и, уже состоявшийся на тот момент социолог, «пионер» в деле контент-анализа в дисциплине – А. Н. Алексеев. Они совместно в 1972 году написали знаковый для социологии театра труд «Опыт качественно-количественного анализа преобладающих тенденций развития репертуара драматических театров СССР».

На первых порах работа группы была «неудовлетворительно» оценена Ленинградским обкомом партии ввиду того, что партийные органы рассчитывали на более активную пропаганду «самого передового в мире советского театрального искусства». Такая критика создала необходимость привлечения дополнительных сил, которыми в итоге стали Б. З. Докторов и В. Л. Владимиров (позднее к ним присоединились Л. Е. Кесельман и О. Б. Божков). Этот шаг был первым в деле институционализации группы, окончившейся в 1983 году, когда всех её членов приняли в ряды ВТО. Социологи продолжили заниматься анализом репертуарных планов, но большее внимание было направлено на «зрительские» проекты, а именно – «Театр в жизни современного молодого человека» и «Зритель в театре».

В 1978 В. Н. Дмитриевский переехал в Москву и ему на смену пришел Б. М. Фирсов, который привнес новый сюжет в разработку – проблемы внутритеатральной жизни Ленинграда. О. Б. Божков, уже существенно позднее, так комментирует работу коллег по этому направлению:

«Чуть подробнее стоит рассказать об исследовании динамики театрального процесса и особенностей сознания людей театра, сам предмет которого требовал новых подходов и методов. В частности, мы провели “социологические пресс-конференции” со всеми главными режиссерами драматических театров Ленинграда. По сути дела это были глубокие интервью из двух частей. Первая часть посвящалась биографии нашего героя, его жизненному пути, а вторая (экспертная) – выяснению творческого кредо и видению динамики театрального процесса, состояния театрального дела» [Божков О. 15 лет социологического изучения театральной жизни Ленинграда // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. №6. 2008. С. 67].

Алексеев, несмотря на своё «второе хождение в рабочие», продолжал ещё на протяжении трех лет (1980–1983) работать с коллегами над основными проектами, и даже участвовать в разработке новых идей и направлений. Но в 1983 году с целью полностью погрузиться в свой эксперимент, был вынужден отказаться от дополнительной нагрузки. Тем не менее, в свободные от работы на заводе и «документального фиксирования» увиденного там, Алексеев интересовался изысканиями коллег, периодически обращаясь к ним с письмами методологического свойства. Ниже, помимо, репрезентативных материалов работы группы, представлен документ – письмо Андрея Николаевича коллегам под названием «Советы не постороннего», которое напрямую касалось нового проекта по мониторингу всех театральных премьер с использованием экспертной анкеты «Жизнь спектакля».

Единицы хранения

Документы